Василий Пукирев "Неравный брак" 1862 г. |
Репродукция этой картины у нас дома стояла на шкафу, - огромная фотография, наклеенная на доску и залитая лаком. Время от времени сестра влезала на шкаф, стягивала картину вниз и мы с огромным чувством жалости к невесте и восхищением ее красотой рассматривали это печальное и самое известное творение Василия Пукирева. Мы еще не знали, что в страдающем молодом человеке позади невесты изображен сам художник, но интуитивно угадывали в этой фигуре несчастливо влюбленного в невесту героя.
Впрочем не только мы. По одной из версий здесь изображено венчание возлюбленной художника Прасковьи Варенцовой с богатым князем Цициановым. Скорее всего она была бесприданницей, и родители посчитали брак с состоятельным, преуспевающим князем лучшим вариантом устройства ее личной жизни. А что художник? Он только окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он был беден, карьера живописца не приносила необходимого дохода. Ну как за такого отдашь девицу-красавицу? Ведь красота, при хорошем раскладе, очень ходовой товар. Подобные браки-сделки были достаточно распространены в те времена в Российской империи. И мало кто задавался вопросом о послесвадебной жизни девушек в семьях своих мужей-дедушек, ведь у тех уже не только дети взрослые, но и внуки.
Василий Пукирев писал это картину в тяжелом душевном состоянии, себя изобразил на ней из чувства протеста. По иронии судьбы картина сразу же вызвала у тогдашней публики невероятный интерес. О картине говорили, о ней писали в журналах-газетах, а Академия художеств присудила художнику за нее диплом профессора. Кстати, в том же 1962-м году Синод запретил браки с большой разницей в возрасте. Правда, для Прасковьи Варенцовой указ о запрете подобных браков вышел слишком поздно. Свою жизнь она закончила в богадельне устроенной купцами Мазуриными для одиноких женщин у которых не было семьи.
На этом можно было бы закончить запись, но вовремя остановиться - увы, не моя добродетель. Продолжаю невестно-брачный парад в живописи.
Ф. Гойя "Неравный брак" 1745-1828 гг. |
У Гойи наверное самый дряхлый жених из всех женихов на картинах данной тематики. Вот-вот и свечу из рук выронит, не удержит...
В. Маковский "К венцу (Прощание)" 1894 г. |
Невеста В. Маковского отличается от своей подруги по несчастью, написанной В. Пукиревым, еще не смиренным отчаянием. Кажется, только благодаря этому отчаянию, она и держится прямо.
Фирс Журавлев "Перед венцом" ок.1974 г. |
Ф. С.Журавлев "После свадебной церемонии" 1874 г. |
Невесты Фирса Сергеевича Журавлева не сдерживают эмоций ни до венчания, ни после него. С одной стороны это неплохо, поплачешь и полегчает на какое-то время. А потом свыкнешься с новыми обстоятельствами.
Эдмунд Блэр Лейтон "Пока смерть не разлучит нас" 1878 г. |
Тут невеста горюет по-английски сдержанно и вся обстановка внутри картины отличается чопорным спокойствием.
Эдмунд Блэр Лейтон "Подпись в церковном реесте". |
Йозеф Израэль "Иудейская свадьба" 1903 г. |
Марк Шагал "Невеста с синим лицом" 1932-60 г.г. |
Бракосочетание у Шагала это необыкновенный вихрь радости и ликования. Оно пропитано ароматами цветов и звуками музыки, немного грустной музыки, но эта грусть от непереносимости счастья соединения двух любящих в одно.
Юрий Пименов "Свадьба на завтрашней улице" 1962 г. |
Соц. реализм тоже не остался в стороне отображения свадебной стороны нашей жизни. Хотя, на мой взгляд, эта картина не столько реалистична, сколько аллегорична. Посмотрите по какой дороге идут молодые в свое будущее, чтобы устоять на ней надо крепко держаться друг за друга, иначе будет, как в поговорке: "хорошее дело браком не назовут".
иора Вольская Неравный брак 2007 г. |
Без комментариев =)
Интересная подборка картин. Времена меняются, а люди - нет. Всё те же проблемы и переживания...
ReplyDeleteА закончили Вы свою тему все же на веселой ноте. Знать не так печальна участь всех невест. Как говорится, кто кому достался...
ReplyDeleteОчень интересно...)
ReplyDeleteСогласна. Люди меняются только внешне, а внутренняя сущность остается прежней.
ReplyDeleteУ всех по-разному бывает. Помнится у Салтыкова-Щедрина в его Пошехонской старине родители главного героя имели большую разницу в возрасте, а жили дружно.))
ReplyDeleteДзякуй. Вельмі цікава было чытыць.
ReplyDeleteИ мне подборочка очень понравилась, спасибо.
ReplyDeleteя - против неравности. во всем. По себе нужно и тогда не будет трагедий.
ReplyDeleteНеравность возрастная еще не самое страшное, бывает люди разных возрастов хорошо живут вместе. Хуже, когда не находится общий знаменатель в остальном: любовь, уважение, интересы и т.п. Хотя, на картинах, конечно именно возраст подчеркивает неравность в браке.
ReplyDeleteЗаўсёды рада цябе бачыць тут, Данута. =))
ReplyDeleteНе за что, заходите почаще =)
ReplyDeleteСпасибо, посмотрела с интересом) Да, разница разнице рознь ;) Как бы это не звучало...
ReplyDeleteКакое-то ощущение крайней несправедливости.
ReplyDeleteЯ сам уже не молод, но прямо так и тянет спросить:
- Зачем тебе, старый пень, это молодое дитя?