- Я неделю не мог спать, есть, я хотел понять то, что я сделал...
Ученики Казимира Млевича, утверждают, что именно эту фразу он сказал после создания Черного квадрата - своего самого известного и обсуждаемого произведения.
Действительно, на первый взгляд сложно понять, что это и зачем. Говорят, что при внимательном рассмотрении картины сквозь трещины на ней можно увидеть нижние слои работы - розовый и зеленый. О чем это может говорить? О муках творчества и поисках абсолютной гармонии в изображении реальности или ему просто стало стыдно за нечто розово-зеленое и..? Когда-то читала рассказ о художнике, перебравшем меру в стремлении довести свое произведение до совершенства. Ученики увидели на холсте бесформенное пятно цветовых сочетаний из-под которого виднелась изумительно написаная женская ножка. В ответ на непонимание учеников старый мастер предал огню все свои работы. Ох, если бы эта история произошла во времена написания Черного квадрата, ученикам бы и в голову не пришло вот так сразу отвергать работу мастера. Ведь отыскать глубокий философский смысл можно в чем угодно, если хорошо постараться. Не так ли?
Точильщик. |
Начало ХХ века можно считать революционным для изобразительного искусства, тогда многие художников оставив уже известные стили и направления живописи рванулись в поисках новых форм изобразительного искусства.
Казимир Малевич совершал эти поиски в среде футурокубистов, которые открывали миру в своих работах новое видение реальности. Примерно такое, как на картине Малевича "Точильщик".
В общем, все было новое, революционное и как всегда в таких случаях достаточно самонадеянное. Или это только мне так показалось, когда я узнала, что в 1913 году Малевич учавствовал в постановке оперы "Победа надо Солнцем" (композитор М. В. Матюшин). Занимаясь оформлением сцены художник использовал черно-белые намеки на последующую полную победу над природным светилом. Считается, что в "Черном квадрате" (1915) художник осуществил свое полное затмение солнца - "квадратная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения". Поиски художника привели к открытию нового направления живописи, которое он назвал сумерматизмом - доминирование цвета над образом, да и образа никакого не существовало, кроме геометрических форм, никак не привязанных к реальности. Это должно было свидетельствовать об абсолютной свободе создателя этой формы.)) По крайней мере, так утверждал художник.
В данной свободе и с глубочайший смыслом были написаны: красный квадрат, белый квадрат, черный круг, восемь красных квадратов и множетсво разноцветных геометрических фигур больших и маленьких. Увидеть все это и даже больше можно на сайтах посвященных художнику. А я покажу еще одну картину уже другого автора, другой эпохи.
Эта работа называется "Ночная драка негров в подвале", автор поэт Пол Билход. Картина выставлялась на выставке "Искусство непоследовательных" в 1882 году в Париже. Группа "Салон непоследователльных", основанная в том же году писателем Жюлем Леви состояла из парижской богемы конца 19 века. Вооружившись лозунгом "Искусство непоследовательно", молодые люди принялись вовсю насмехаться над общественными ценностями того времени, используя сатиру, юмор и даже грубую шутку. На той выставке были выставлены картины, которые и живописью в традиционном понимании того времени нельзя было назвать. Карикатуры, абсурдные и как-будто нарисованные детьми рисунки - сейчас мы назвали бы это стёбом. Говорят, что всех шестерых авторов принимавших участие в этой выставке можно считать предтечами сюрреализма. Но тогда это было просто шутка, никакой философской концепции.
Кстати, идея Билхода получила свое продолжение в слеующих выставках. Художник Альфонс Алле выставил белый прямоугольник под названием "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре", красный прямоугльник "Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря". Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зеленым, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих". В общем, веселился народ.))
Мне эти французские шутки ближе и понятнее... а вам?
Многое в нашей жизни заставляет не спать, не есть, многое не можем понять, что делаем, чем живем. Порой это приносит желаемый результат.
ReplyDeleteЯ больше реалист, но твои французские шутки мне понравились. Спасибо Инга!
Мне тоже авангардизм, а тем более суперматизм мало что дает для души и мыслей, слишком все как-то надумано. А вот французы повеселили..) И еще прикололо, что в одном времени было шуткой в другом вылилось в целое движение..
ReplyDeleteЖивопись люблю. Особенно русскую ХУ11-Х1Х веков. А все модернистские и постмодернистские направления наводят на мысль: может писать не умели, прикрывались новыми направлениями. Простите, не знаток. Высказала свое мнение
ReplyDeleteПикассо, Дали, Малевич и другие художники были прекрасными рисовальщиками,
ReplyDeleteНо поиск нового всегда сложен и труден....
ludmjla, в живописи у каждого свои предпочтения, как и во всем остальном.. я тоже больше импрессионистов люблю, ну и классическую тоже.
ReplyDeletesoj-michajlowna, Ваша профессия связана с живописью? Как-то очень профессионально Вы обо всем говорите.. Спасибо, что зашли ко мне))
C "Черным квадратом" много проблем. Его часто вешают вверх ногами!
ReplyDelete>>Ведь отыскать глубокий философский смысл можно в чем угодно, если хорошо постараться. Не так ли?
ReplyDeleteДа. И чем меньше ясно изначально, тем более широкий простор для осмысливания открывается)))
>>Мне эти французские шутки ближе и понятнее… а вам?
И нам, и нам! =)
Но вдруг французские шутки грубые, а малевичская о том же, но тоньше? Не знаю, не важно. Вот он - черный квадрат, есть, признан и никуда не денется, пусть будет)
jarno, пусть будет.. жизнь то в разнообразии хороша.. страшно подумать, если бы в живописи был один реализм :)
ReplyDeleteУ Андерсона есть сказка: "Новое платье короля". Покажите ребенку этот шедевр и он точно его оценит. «Ex ore parvulorum veritas» ;)
ReplyDelete