Tuesday, April 20, 2010

"...я хотел понять то, что я сделал"...

художник казимир малевич
- Я неделю не мог спать, есть, я хотел понять то, что я сделал...

Ученики Казимира Млевича, утверждают, что именно эту фразу он сказал после создания Черного квадрата - своего самого известного и обсуждаемого произведения.

Действительно, на первый взгляд сложно понять, что это и зачем. Говорят, что при внимательном рассмотрении картины сквозь трещины на ней можно увидеть нижние слои работы - розовый и зеленый. О чем это может говорить? О муках творчества и поисках абсолютной гармонии в изображении реальности  или ему просто стало стыдно за нечто розово-зеленое и..? Когда-то читала рассказ о художнике, перебравшем меру в стремлении довести свое произведение до совершенства. Ученики увидели на холсте бесформенное пятно цветовых сочетаний из-под которого виднелась изумительно написаная женская ножка. В ответ на непонимание учеников старый мастер предал огню все свои работы. Ох, если бы эта история произошла во времена написания Черного квадрата, ученикам бы и в голову не пришло вот так сразу отвергать работу мастера. Ведь отыскать глубокий философский смысл можно в чем угодно, если хорошо постараться. Не так ли?
казимир малевич
Точильщик.
Начало ХХ века можно считать революционным для изобразительного искусства, тогда многие художников оставив уже известные стили и направления живописи рванулись в поисках новых форм изобразительного искусства.

Казимир Малевич совершал эти поиски в среде футурокубистов, которые открывали миру в своих работах новое видение реальности. Примерно такое, как на картине Малевича "Точильщик".
В общем, все было новое, революционное и как всегда в таких случаях достаточно самонадеянное. Или это только мне так показалось, когда я узнала, что в 1913 году Малевич учавствовал в постановке оперы "Победа надо Солнцем" (композитор М. В. Матюшин). Занимаясь оформлением сцены художник использовал черно-белые намеки на последующую полную победу над природным светилом. Считается, что в "Черном квадрате" (1915) художник осуществил свое полное затмение солнца - "квадратная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения". Поиски художника привели к открытию нового направления живописи, которое он назвал сумерматизмом - доминирование цвета над образом, да и образа никакого не существовало, кроме геометрических форм, никак не привязанных к реальности. Это должно было свидетельствовать об абсолютной свободе создателя этой формы.)) По крайней мере, так утверждал художник.

В данной свободе и с глубочайший смыслом были написаны: красный квадрат, белый квадрат, черный круг, восемь красных квадратов и множетсво разноцветных геометрических фигур больших и маленьких. Увидеть все это и даже больше можно на сайтах посвященных художнику. А я покажу еще одну картину уже другого автора, другой эпохи.

черный квадрат не малевича
Эта работа называется "Ночная драка негров в подвале", автор поэт Пол Билход. Картина выставлялась на выставке "Искусство непоследовательных" в 1882 году в Париже. Группа "Салон непоследователльных", основанная в том же году писателем Жюлем Леви состояла из парижской богемы конца 19 века. Вооружившись лозунгом "Искусство непоследовательно", молодые люди принялись вовсю насмехаться над общественными ценностями того времени, используя сатиру, юмор и даже грубую шутку. На той выставке были выставлены картины, которые и живописью в традиционном понимании того времени нельзя было назвать. Карикатуры, абсурдные и как-будто нарисованные детьми рисунки - сейчас мы назвали бы это стёбом. Говорят, что всех шестерых авторов принимавших участие в этой выставке можно считать предтечами сюрреализма. Но тогда это было просто шутка, никакой философской концепции.

Кстати, идея Билхода получила свое продолжение в слеующих выставках. Художник Альфонс Алле выставил белый прямоугольник под названием "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре",  красный прямоугльник "Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря". Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зеленым, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих". В общем, веселился народ.))

Мне эти французские шутки ближе и понятнее... а вам?

9 comments:

  1. Многое в нашей жизни заставляет не спать, не есть, многое не можем понять, что делаем, чем живем. Порой это приносит желаемый результат.
    Я больше реалист, но твои французские шутки мне понравились. Спасибо Инга!

    ReplyDelete
  2. Мне тоже авангардизм, а тем более суперматизм мало что дает для души и мыслей, слишком все как-то надумано. А вот французы повеселили..) И еще прикололо, что в одном времени было шуткой в другом вылилось в целое движение..

    ReplyDelete
  3. Живопись люблю. Особенно русскую ХУ11-Х1Х веков. А все модернистские и постмодернистские направления наводят на мысль: может писать не умели, прикрывались новыми направлениями. Простите, не знаток. Высказала свое мнение

    ReplyDelete
  4. Пикассо, Дали, Малевич и другие художники были прекрасными рисовальщиками,
    Но поиск нового всегда сложен и труден....

    ReplyDelete
  5. ludmjla, в живописи у каждого свои предпочтения, как и во всем остальном.. я тоже больше импрессионистов люблю, ну и классическую тоже.

    soj-michajlowna, Ваша профессия связана с живописью? Как-то очень профессионально Вы обо всем говорите.. Спасибо, что зашли ко мне))

    ReplyDelete
  6. C "Черным квадратом" много проблем. Его часто вешают вверх ногами!

    ReplyDelete
  7. >>Ведь отыскать глубокий философский смысл можно в чем угодно, если хорошо постараться. Не так ли?

    Да. И чем меньше ясно изначально, тем более широкий простор для осмысливания открывается)))

    >>Мне эти французские шутки ближе и понятнее… а вам?

    И нам, и нам! =)
    Но вдруг французские шутки грубые, а малевичская о том же, но тоньше? Не знаю, не важно. Вот он - черный квадрат, есть, признан и никуда не денется, пусть будет)

    ReplyDelete
  8. jarno, пусть будет.. жизнь то в разнообразии хороша.. страшно подумать, если бы в живописи был один реализм :)

    ReplyDelete
  9. У Андерсона есть сказка: "Новое платье короля". Покажите ребенку этот шедевр и он точно его оценит. «Ex ore parvulorum veritas» ;)

    ReplyDelete