Saturday, July 10, 2010

Зинаида Серебрякова

С детства люблю творчество этой художницы. Достаточно было увидеть открытку с одной из ее картин, чтобы потом искать случая побольше узнать о ней и ее живописных работах. В моем случае это стало возможным только благодаря интернету. 
Первый успех и известность к Зинаиде Евгеньевне Серебряковой пришел в 1910 году, когда на выставке Союза русских художников была показана ее дебютная работа «Автопортрет за туалетом». Она написала эту картину зимой в своем родовом имении «Нескучное», расположенном в 30 верстах от Харькова. Утренний туалет счастливой молодой женщины. В те годы у нее было все необходимое для счастья: любимый и любящий муж, семья, занятие живописью. Гораздо позже она скажет, вспоминая этот период своей жизни: «Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюблённой - это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слёзы...»
художница Зинаида Серебрякова
Автопортрет за туалетом 1909 г.
Зинаида Евгеньевна родилась в удивительно творческой, талантливой семье. Но ее отец,  выдающийся скульптор Евгений Лансере умер, когда девочке было всего два года. Зина росла в доме деда Николая Леонтьевича Бенуа, он  с раннего детства привил будущей художнице любовь к классическому искусству, увлечение живописью. Однако, своему творческому развитию Зинаида Серебрякова в большей мере обязана дяде Александру Бенуа, известному художнику и критику, и старшему брату Евгению Евгеньевичу Лансере. Постоянно пребывая в атмосфере увлеченного творческого поиска родных и близких, разговоров об искусстве, его предназначении, обсуждении и посещении выставок Эрмитажа, Зинаида не могла не рисовать. Рисовала всегда и везде. Детское увлечение стало делом всей жизни. Ее таланту не пришлось пробиваться через слои непонимания и неприятия, как это часто бывает, но от этого он не потерял свою силу и яркость.
Каждое лето семейство Лансере-Бенуа приезжали в Харьковскую губернию, в поместье "Нескучное", которое вместе со своими хозяевами повидало у себя в гостях многих художников, музыкантов и литераторов того времени. Зинаида именно там укрепилась и расцвела, как художник.
художница Зинаида Серебрякова
Зеленя осенью.
художница Зинаида Серебрякова
А. Ахматова.
художница Зинаида Серебрякова
Композитор С. Прокофьев.
художница Зинаида Серебрякова
Село Нескучное.
художница Зинаида Серебрякова
Кормилица с ребенком.
художница Зинаида Серебрякова
Зима в Царском Селе.
Там же художница и встретила человека, который впоследствии стал ее мужем. Впрочем, сказать, что она его встретила было бы не правильным. Борис Серебряков и Зинаида Лансере с детства знали друг друга. Мать Бориса Анатольевича и отец Зинаиды были родными братом и сестрой. Поэтому молодые люди не просто знали друг друга с детства, они росли вместе. Их решение быть вместе всю жизнь в качестве мужа и жены, их любовь вызвали огромное противление не только в семье. Чтобы получить разрешение на венчание молодым людям пришлось не раз и не два поездить к церковным властям. В конце концов получив благословение, они обвенчались в 9 сентября 1905 года.
художница Зинаида Серебрякова
портрет Б. А. Серебрякова.
После свадьбы молодые люди целый год жили в Париже, Зинаида продолжила обучение живописи в Академии де ля Гранд Шамьер, а Борис в высшей школе мостов и дорог. По возвращении в Россию чета Серебряковых много работала, каждый в своей области они стремились осуществить жизненное призвание, сделать что-то важное и нужное. За 14 лет совместной жизни у них родилось четверо детей. Несмотря на частые разлуки, Борису по роду деятельности приходилось уезжать в дальние командировка, этот брак можно назвать счастливым. Разлучила навсегда их смерть Бориса Анатольевича, в 19-м году он умер от тифа.
Зинаида Серебрякова
За завтраком, портрет детей художницы 1914 г.
зинаида серебрякова
Сын Женя 1909 г.
художница Зинаида Серебрякова
Дочка Катя с куклами.
художница Зинаида Серебрякова
Автопортрет 1922 г.
Для Зинаиды Евгеньевны наступили трудные времена. Бедность, ответственность за детей и мать, невостребованность в художественных кругах. Ее "дворянская" живопись вдруг оказалась никому не нужной и не интересной, в ее картинах не было революционного задора и масштаба. Чтобы прокормить семью художница устраивается в Петроградский отдел музеев. Но жизнь от этого легче не становиться. Не удивительно, что когда появилась возможность она уехала в Париж, надеясь там улучшить свое материальное положение. Уехала, собираясь вернуться, детей оставила в Петрограде с бабушкой. К сожалению вернуться ей не удалось, с трудом смогла вызвать к себе двоих старших детей...

Во Франции художница тоже не "вписалась" в модные тогда живописные течения, много работая на заказ, она зачастую ничего не получала за свою работу. Несмотря на несколько персональных выставок Зинаида Серебрякова так и осталась непризнанной художницей. В СССР о ней же вообще ничего не знали. Лишь в 1965 году два советских художника - С. Герасимов, Д. Шмаринов посетили ее в Париже, для них ее работы стали настоящим откровением. Таким же откровение для советских любителей живописи стала выставка Зинаиды Серебряковой в в 1966 году. Через год художницы не стало, она умерла в Париже, ей было 82 года.

Из письма дочери Тане в Москву, 1952 г. "Не поверишь, что прошло уже больше четверти века без него!». Все это время Зинаида Евгеньевна жила памятью о муже, оказавшись однолюбом, она не смогла его забыть до конца жизни...
художница Зинаида Серебрякова
Автопортрет 1946 г.
 

7 comments:

  1. Серебрякова создавала истинно женские образы, чувственные и прекрасные. Спасибо за пост.

    ReplyDelete
  2. Да, я даже в затруднении было хотелось и то и это из ее картин загрузить.. пропустила целый марокканский цикл и ни одной балерины не показала..

    ReplyDelete
  3. В одном захудалом российском городе (20 лет назад) был в городском музее. Эскиз Серебряковой. Работы маститых художников, которые смотрительница прятала от солнца задергивая шторы. отсутствие посетителей. Многое пропадает со временем. защемило сердце.

    ReplyDelete
  4. Но что-то и остается..

    ReplyDelete
  5. А мне вторая картина напоминает наши белорусские поля

    ReplyDelete
  6. Мне тоже. Я когда впервые увидела эту картину удивилась полосатости поля. (жизнь то домашнюю веду) А в этом году мне удалось увидеть посев кукурузы на колхозном поле, он такой же полосатый..) Хотя небо в тот день было другое.

    ReplyDelete
  7. Ну здесь видимо уже вечер... К закату ближе. Или наоборот что-то раннее

    ReplyDelete